|
Добро Пожаловать в Silent Hill
06 мая 2006 г.
«ЛЮДИ ЛЮБЯТ, ЧТОБЫ ИХ
ПУГАЛИ», - ГОВОРИЛ АЛЬФРЕД
ХИЧКОК. СНАЧАЛА ЭТА
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ
ЭКСПЛУАТИРОВАЛАСЬ
В СТРАШНЫХ СКАЗКАХ,
ПОТОМ - В КИНО И НА
«АМЕРИКАНСКИХ ГОРКАХ»
В ПАРКАХ АТТРАКЦИОНОВ.
ЗАТЕМ ПОЯВИЛИСЬ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ-
СТРАШИЛКИ, В КОТОРЫХ СО
ВРЕМЕНЕМ ОБОЗНАЧИЛИСЬ
ДВА НАПРАВЛЕНИЯ: HORROR
ADVENTURE (УЖАСТИК-
ПРИКЛЮЧЕНИЕ) И HORROR
SURVIVAL (УЖАСТИК-
ВЫЖИВАНИЕ). САМЫЙ ЯРКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕРВОГО
ВИДА ИГР - «ОБИТЕЛЬ ЗЛА»,
А ВТОРОГО - «САЙЛЕНТ ХИЛЛ».
Игра Silent Hill, созданная японской компанией Konami, появилась в 1999 году. Первая ее часть была выпущена только для одной платформы, Sony Playstation. Новинка пришлась по вкусу любителям страшных видеоигр, и в 2001 году вышла вторая часть ЗНеп! НШ 2 ря всех популярных платформ – Sony Playstation 2, Microsoft Xbox и персональных компьютеров.
Новая игрушка стала сенсацией. До сих пор разработчики делали упор на экшен: из-за угла выскакивает один монстр, которого должен уничтожить игрок, а затем появляется другой - еще страшнее и массивнее...
Игра Silent Hill основана на совершенно иных принципах.
Сайлент Хилл - маленький курортный городок на берегу озера, который время от времени проваливается в параллельное измерение; при этом жилые дома превращаются в заброшенные руины и помойки, а жители - в зомби и чудовищ. Игрок, который следит за тем, что здесь происходит, смотрит на все глазами человека, впервые попавшего в этот город, куда его привели трагические либо загадочные обстоятельства: в первой игре у героя пропадает дочь, персонаж второй игры получает от умершей жены письмо, где в качестве обратного адреса назван Сайлент Хилл. Оказавшийся вместе с городком в ином измерении игрок должен найти оттуда выход. Расправа с монстрами не главное; иногда от них можно убежать. Чтобы пройти все уровни игры, нужно найти множество ключей и разгадать десятки головоломок: соорудить, например, крючок из пряди волос мертвеца и ржавого гвоздя, выдернутого из доски.
В первой игре за сверхъестественными событиями в Сайлент Хилле стояла загадочная религиозная секта, фигурировавшие в сюжете оккультные символы можно было трактовать по-разному: и как олицетворение светлых сил, и как воплощение вселенского зла. Во второй игре присутствует много указаний на то, что альтернативное измерение существует лишь в подсознании героя, который терзается угрызениями совести, вспоминая о проступках, совершенных в прошлом. В последующих играх (вышли уже четыре части) нам снова и снова дают понять, что великое противостояние сил Света и Тьмы в Сайлент Хилле -это не что иное, как метафора борьбы добра и зла в человеческой душе.
Любители видеоигр раскололись на две части. Одни возненавидели Silent Hill за то, что эта игра порождает «адреналиновый токсикоз» (она заставляет постоянно ожидать чего-то страшного и не позволяет достаточно часто разряжать напряжение драками и стрельбой). Другие превознесли Silent Hill как самое великое достижение в мире компьютерных игр. Сегодня многочисленные поклонники 811еп1 НШ не только обмениваются в Интернете впечатлениями от игры и обсуждают перспективы выхода пятой части, но и занимаются фанатским творчеством. Они сочиняют фанфики - стихи, рассказы и даже романы-эпопеи о приключениях героев игр; выпускают фанарт - коллажи, аватары, видеоклипы, а также разрабатывают замысловатые версии того, что происходит в Сайлент Хилле «на самом деле».
Почему же эта игра оказала столь сильное воздействие на воображение ее поклонников?
Во-первых, в Silent Hill великолепная графика. Каждая заляпанная кровью стена прорисована во всех деталях, каждый аксессуар тщательно продуман и прочерчен. Художники использовали цветофильтры и «шумы», покрывающие картинку сероватой рябью, придающей ей выпуклость, словно это не компьютерное трехмерное изображение, а кино, снятое на стандартную 35-миллиметровую пленку. Герои бродят по неприветливым улицам и домам, которые столь реальны, что кажутся настоящими и почти осязаемыми, а грязь и ржавчину, кажется, можно потрогать, прикоснувшись рукой к монитору...
Игра света и тени - особое достижение авторов: от малейшего движения карманного фонарика тени начинают жутковатую пляску, причем все объекты со сложными контурами, в том числе решетки и жалюзи, отбрасывают свою тень. В сочетании с постоянным полумраком этот эффект повергает слабонервных игроков в состояние, близкое к обмороку. (Конечно, за удовольствие нужно платить - на компьютере Silent Hill идет только при наличии самых новых видеокарт.)
Звуковая палитра игры тщательно продумана и бьет по нервам не меньше, чем видеоряд. Игрок слышит множество загадочных и устрашающих звуков - приглушенные вопли, скрипы, тревожную музыку, треск испорченного радиоприемника, реагирующего на приближение монстров. Каждая улица, каждый дом в Сайлент Хилл обладают собственным характерным набором шумов.
Композитор игры Акира Ямаока признавался в одном из интервью, что при ее создании авторы вдохновлялись романами Достоевского и Стивена Кинга, фильмами Дэвида Линча и музыкой его постоянного композитора Анджело Бадаламенти. Действительно, аналогии с «Твин Пике» (и порой - с «Лестницей Якова» Эдриана Лайна) напрашиваются сами собой. Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в городке Твин Пике и поучаствовать в жутких событиях, развернувшихся там по воле его создателя...
Одна из самых «кинематографических» игрушек, Silent Hill, долго не обретала экранногр воплощения, потому что сама по себе была почти фильмом. Кроме того, разработчики игры не спешили продавать права Голливуду, так как опасались, что коммерческий кинематограф превратит Silent Hill в стандартный «режуще-колющий» ужастик. И только в 2004 году, через пять лет после выхода первой игры, появились первые сообщения о том, что игра обретет новую жизнь на большом экране.
Французский режиссер Кристоф Ган, сумевший поднять боевик о восточных единоборствах «Плачущийубийца» и готический ужастик «Братство Волка» на уровень подлинного искусства, признался однажды, что четверть своей жизни он проводит за видеоиграми. Поэтому трудно было найти лучшую кандидатуру для экранизации культовой компьютерной игры.
Ган - настоящий фанат Silent Hill. Он увлекся этой игрой сразу же, как только вышла ее первая часть, и, едва закончив прохождение, позвонил продюсеру Самуэлю Хадиде и сделал предложение снять фильм. В течение последующих пяти лет Ган и Хадида пытались убедить разработчиков из Konami, что сумеют создать достойный экранный эквивалент их творения.
«Они очень привязаны к своему детищу, - говорит Ган. - Нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы они в нас поверили».
Еще на стадии переговоров Ган начал искать кинематографические аналоги некоторых элементов игры. Вместе с оператором Дэном Лауст-сеном он провел серию пробных съемок разными камерами в разных световых режимах и в конце концов решил снимать сцены в «альтернативном измерении» на цифровые носители, чтобы изображение можно было сразу же обрабатывать на компьютере.
«Я посмотрел фильм «Соучастник» Майкла Мэнна и понял, что он нашел идеальный баланс света и тьмы на экране, - говорит Ган. - Больше всего меня волновало воспроизведение на экране темноты, когда герои освещают себе путь только с помощью зажигалки или карманного фонарика».
Проводя визуальные тесты, Ган в то же время начал разрабатывать и сюжет будущего сценария. В партнеры он взял Роджера Эвари («Криминальное чтиво», «Правила секса») и страстного поклонника видеоигр Николя Букриеффа («Инкассатор», «Наслаждение и небольшие неприятности»). Перед этим трио встала извечная проблема: как добиться того, чтобы их фильм был интересен и фанатам игры, и неподготовленным зрителям?
«Мы не имеем права подвести поклонн ков Silent Hill, - говорит Ган. - Однако и те люди, которые незнакомы с игрой, не дол; ны быть разочарованы. К счастью, в 8Неп1 НШ таится великолепная история, которая наверняка заинтересует зрителя, если она будет перенесена на большой экран». Быг решено использовать в фильме элементы всех трех выпущенных к тому моменту игр сделать главным героем сам город.
Konami понравилась такая концепция. 2004 году Ган и Хадида сумели убедить разработчиков продать им права на киноверсию. После этого работа над сценарием пошла полным ходом, французы Ган и Букриефф работали над сюжетом, американе: Эвари писал диалоги. «Отныне вся моя
жизнь подчинена только одной цели - работе над сценарием «Сайленп Хима», - сообщил он на своем официальном сайте. - Я слушаю саундтрек второй части, перечитываю романы, выпущенные по мотивам игры, изучаю фанарт и, конечно же, играю в Silent Hill 2 - это моя любимая и ра. Кроме того, чтобы проникнуться нужным настроением, я смотрю фильмы, познакомиться с которыми мне посоветовал Кристоф. Я никогда еще не работал с таким подъемом!»
Очень быстро Эвари пожалел о своем неосмотрительном высказывании. Как только новость долетела до фанатских форумов, поклонники игры завалили его горами любительских сценариев, в которых аномальные явления были следствием государственных заговоров, сатанинских козней и даже контактов с инопланетянами.
«Я не могу читать эти сценарии! - отбивался от сочинителей сценарист. - Я уничтожаю их, как только они появляются в моем электронном почтовом ящике!» В конце концов Эвари пришлось поменять электронный адрес и даже закрыть свой сайт (он уверяет, что это временная мера - сейчас, мол, он слишком занят работой над фильмом, поэтому ни на что другое у него нет времени).
В начале 2005 года проект начал обретать реальные очертания. TriStar Pictures выделила на постановку 50 миллионов долларов, Ган присмотрел в Канаде городок Брэмптон (провинция Онтарио), где можно было провести натурные съемки; там ему приглянулись несколько заброшенных городских кварталов, которые пришли в живописное запустение.
Изготовить монстров поручили художнику Патрику Татопулосу («Другой мир», «Я, робот»).
«Патрик, мне нужны чудовища, которые выглядели бы так неестественно, словно они сделаны из пластмассы!» - заявил Ган.
Привыкший к совершенно иным установкам, Татопулос был слегка удивлен этим требованием, однако с легкостью изменил привычные дг него технологии. «Первоначально мы планировали, что у нас будет огромное количество компьютерных спецэффектов и немного механичес ких, аниматронных муляжей, - рассказывает он. - Но получилось наобс рот. Многие наши уродцы изготовлены из резины различных сортов».
Так как звездой фильма стал сам город, то на главные роли пригласили просто хороших актеров: Раду Митчелл, Шона Бина, Дебору Кару Ангер, Элис Крайдж. «Мы не хотели суперзвезд, - говорит Ган. - Зритель должен увидеть на экране обычных людей».
Фанаты и журналисты лезли из кожи вон, пытаясь проникнуть на съемки, но Ган окружил съемочную площадку «железным занавесом» (очевидно, фанаты достали и его). Тем не менее стало известно, что вс 108 декораций строятся в четырех экземплярах; затем каждую «гримируют» таким образом, чтобы возникли реальный Сайлент Хилл, «альтернативный Сайлент Хилл», «мир тумана» и «рай».
«В этой игре герои, открывая дверь в нашем мире, входят в комнату из другого измерения, - говорит Ган. - И такого рода переходы кажутся мне необычайно привлекательными».
Съемки «Сайлент Хилла» проходили в Канаде с апреля по июль 200 года. Жители городка Брэмптон по-разному относились к киношникам: одни радовались, что их почтил вниманием Голливуд, другие ворчали, что теперь их город будет известен как место дьявольских козней. Местные фанаты, ухитрившиеся все-таки подслушать и перехватить капли информации, просочившиеся из-за "железного занавеса», время от времени сообщали, что в фильме будут показаны «те самые серые дети» и «та самая красная пирамида»... Каждое сообщение встречалось на фанатских форумах взрывами восторга и преисказаниями, что на экранах наконец-то появится фильме котором будет найдена и обкатана формула оптимальной экранизации компьютерной игры,
Ган воспроизвел в фильме многие элементы визуальной стилистики Silent Hill - например, кадры, в которых героя видно с верхнего ракурса, и «ныряющие» движения камеры (для этого создавались специальные разборные декорации). Художник-дек оратор Кэрол Спир, постоянно сотрудничающая с Дэвидом Кроненбергом, сумела воссоздать жуткие, зловещие интерьеры, погружающие зрителя в атмосферу мистики и кошмара. Ган уверяет, что многие декорации буквально "Срисованы» с игровых скриншотов. «Моим девизом на этом проекте было: «Во всем следовать игре!» - говорит Ган. - Я делал раскадровки каждой сцены и одновременно чертил на карте города траекторию движения героини»,
Героини?
Да, место героя-мужчины в картине займет женщина. И когда на помощь ей придет полицейский, то окажется, что это тоже представительница прекрасного пола . «Я и сам не могу понять, почему главными героями ленты стали женщины, - признается Ган. - Но мы решили, что история, которую мы хотим рассказать, предполагает женский взгляд на мир. Не раскрывая секретов фильма, скажу только, что материнские инстинкты играют в сюжете важную роль».
Роза (Рада Митчелл) и Кристофер (Шон Бин) - родители маленькой Шэрон (Джоделль Ферленд). которая смертельно больна. Во сне девочка часто повторяет название города: Сайпент Хилл. Мать решает отвезти ее туда в надежде на исцеление. Ночью, на пустынной дороге, в дождь Розе кажется, что перед ее машиной вдруг возникает человеческая фигура; ина резко тормозит, и автомобиль заносит... Что же произошло'' Может быть, Роза и Шэрон погибли? Мы видим, как героиня, сидящая за рулем, приходит в себя; она цела и невредима. А вот девочка исчезла... Вместо дождя с неба сыплется пепел. А на дорожном знаке - надпись: «Добро пожаловать в Сайлент Хилл!». Может быть, это вход на тот свет, современная аналогия переправы Хароиа' Но нет, телефон Розы работает, поэтому она может дозвониться до полиции и сообщить об исчезновении девочки, а потом связаться с мужем и попросить его приехать. Значит, она все-таки находится в реальном мире? Добравшись до Сайлент Хилла, Роза видит, что город полуразрушен и что в нем нет ни единой живой души. Приехавшая по ее вызову женщина-полицейский Сибил (Лори Холден) сообщает Розе, что в городе когда-то был большой пожар и что с тех пор жизнь здесь практически прекратилась.
Но вскоре женщины убеждаются, что в городке все же есть обитатели. Вначале Розе кажется, что она видит Шэрон и бежит за ней по улочкам и переулкам, тщетно пытаясь ее догнать. Позже выясняется, что здесь есть люди, которые давно уже попали в ловушку и теперь ведут безнадежное сражение с превосходящими силами зла. И на город, преображая его, опускается Тьма...
В то время как Кристофер пытается отыскать жену в «своем" мире, оказавшейся в параллельном измерении Розе приходится совершить много ужасных открытий. Ей предстоит узнать и самое страшное - то, что Шэрон - всего лишь пешка в противостоянии сил Света и Тьмы...
Ган обещает, что в финале фильма мы все-таки узнаем, что же это за место такое - Сайлент Хилл и что в нем происходит на самом деле. А вот композитор Акира Ямаока говорит, что «это город скорби, где оказываются все скорбящие».
Шон Бин, в свою очередь, сравнивает Кристофа Гана с Питером Джексоном, у которого он снимался во «Властелине колец», и уверяет, что «Сайлент Хилл» получился не менее масштабным. Но сам Ган считает, что снял камерную ленту.
"Это путешествие по ландшафтам души. - считает он. - Что может быть страшнее?»
В то время как Кристофер пытается отыскать жену в «своем" мире, оказавшейся в параллельном измерении Розе приходится совершить много ужасных открытий. Ей предстоит узнать и самое страшное - то, что Шэрон - всего лишь пешка в противостоянии сил Света и Тьмы...
Ган обещает, что в финале фильма мы все-таки узнаем, что же это за место такое - Сайлент Хилл и что в нем происходит на самом деле. А вот композитор Акира Ямаока говорит, что «это город скорби, где оказываются все скорбящие».
Шон Бин, в свою очередь, сравнивает Кристофа Гана с Питером Джексоном, у которого он снимался во «Властелине колец», и уверяет, что «Сайлент Хилл» получился не менее масштабным. Но сам Ган считает, что снял камерную ленту.
"Это путешествие по ландшафтам души. - считает он. - Что может быть страшнее?»
|
| |