|
Ультрафиолет
28 апреля 2006 г.
Кажется, произошла какая-то ошибка. Затмение. Солнечный удар. Отравление галоперидолом. Не хватавший звезд с небес Курт Виммер сочинил тем не менее сценарий к «Афере Томаса Крауна» и дурацкой, но вменяемой «Сфере» и поставил «Эквилибриум», в котором были самые оригинальные и захватывающие боевые сцены со времен «Тигра и дракона».
«Ультрафиолет» тем не менее получился скорее спутанной дизайнерской галлюцинацией, нежели развлечением в жанре экшн. Фильму, где Милла Йовович в черном латексе колбасит по пятьдесят человек за раз, можно простить очень многое. Можно и этому, но придется сделать усилие.
Чумой XXI века против ожиданий стал не терроризм, а чума – или какое-то еще заболевание, поделившее мир на чистых и нечистых. Заболевшие частично перемерли в концлагерях, частично превратились в так называемых «гемофагов», сражающихся с режимом. Начиная с этого момента ситуацию можно описывать очень приблизительно, поскольку решительно трудно что-то понять.
Гемофагов называют также вампирами, и у них есть клыки, но кровь они, кажется, не пьют. Они обладают сверхчеловеческой скоростью и силой и делятся на кланы – по признаку породы или территории, неясно. Кажется, болезнь их смертельна, но выглядят они очень бойкими и опасными.
Боевик гемофагов по имени Вайолет Сонг Джат Шарифф, для друзей и врагов Вайолет, получает задание выкрасть кейс со смертельным оружием, которое должно погубить гемофагов. Убив несчетное число солдат в противогазах, Вайолет получает кейс и, открыв, обнаруживает там крепенького мальчика лет двенадцати – да, да, в чемоданчике, который таскала за плечами. Это, вероятно, лучший момент – абсурд, который, в отличие от абсурда драматургического, работает на картину.
Пока ребенок сумрачно глядит на Вайолет из чемоданчика, успеваешь предположить, что в XXI веке научились управлять гравитацией и четвертым измерением. Кроме того, эта сцена удачно вписывается в общий ландшафт картины – довольно условный, будто анимированный архитектурный эскиз. При должном обращении все эти гонки на мотоциклах по вертикальной стене, сабли, раскладывающиеся в полноценный тесак из микроскопического ничто и прочие дизайнерские штуки могли бы сформировать вполне оригинальный стиль. Все портит больная голова Виммера: почему кто-то умер, а кто-то в который раз ожил, совершенно непонятно. Но самое скверное случилось с Миллой Йовович.
Ценным в этой девушке (помимо очевидного) является некий душевный надлом. Совершенное оружие из «Пятого элемента» и «Обители зла» готово в любой момент сломаться и пустить девичью слезу – сочетание фатальное даже для самого черствого сердца. Здесь ее главная черта – неуязвимость, а слеза хоть и катится по щеке, но не трогает.
Парадоксальным образом эта очевидно провальная картина могла бы стать одним из самых занятных фильмов года.
Попытка выстроить оригинальный образ грядущего, чем-то напоминающая изыски «Бессмертных», оказалась почти удачной, но невероятно хаотичной и потонула в невнятности истории и постановки. Фетишистам будет не хватать чувственных ракурсов Йовович, у поклонников боевых сцен зарябит в глазах от невнятного мелькания ног и сабель.
Возможно, у всего есть разгадка и фильм подвергся какому-то злодейском монтажу – такое иногда случается. Ради будущего странного, но не бездарного Виммера будем надеяться, что это так и «Ультрафиолет» – это ошметки, надерганные тупыми продюсерами из придуманной им вселенной. Иначе Виммеру даже рекламу галош теперь снимать не дадут. © Антон Костылев
|